Говоря о Митино и некоем "волоке", "великой волоцкой дороге", на которую с таким постоянством ссылаются современные историки, имеет смысл попробовать осознать что же такое Волоколамск, от коего якобы волочили нечто...
Вот что написал обо всем этом краевед и уроженец самомого Волоколамска Лев Леонидович Мельников
О топониме «Волоколамск»
Только с годами начинаешь понимать, как прочно в нашем сознании укоренились и бытуют в качестве неопровержимых фактов понятия, которые совсем не соответствуют действительности. Эти общепринятые заблуждения существуют практически во всех сферах - истории, науке, литературе.
Я уроженец старинного русского подмосковного городка Волоколамска. Здесь похоронены по крайней мере шесть поколений моих предков. Исходил я родной край, как говорится, «вдоль и поперек». Спускался на байдарке в весеннее время от истоков Ламы (деревня Шитьково) до впадения ее в Волжское водохранилище. Меня всегда удивляла трактовка происхождения названия нашего городка, с удивительным постоянством кочующая из работы в работу, из публикации в публикацию в течение вот уже нескольких столетий.
Волоколамск - одно из самых древних славянских поселений. Первое упоминание о нем находим в летописях ХII века, следовательно, возникло оно еще раньше. Сначала городок располагался на реке Ламе вблизи впадения в нее реки Городни, а позднее его перенесли на высокий холм тремя километрами юго-восточнее и окружили земляным валом шестиметровой высоты - здесь удобнее было держать оборону.
Как же, по мнению историков, образовалось название города? Элементарно: путем слияния слов «волок» и «Лама»: «Волок Ламский был основан на торговом речном пути из новгородских земель в Волго-Окский бассейн в месте волока судов из Ламы в реку Волошню»; «Речными путями направлялось с самого начала заселение края. Наиболее удобным оказался подъем вверх по Ламе, а затем коротким волоком (около 5 верст) на реку Волошню и далее на Рузу и Москву-реку» (Волоколамск в очерках краеведов. М., 2005). Не могу удержаться от замечания: ничего себе «удобный»! 140 верст тащить суда против течения Ламы с ее лесными болотистыми овражистыми берегами, а там и вообще несуразное начинается: волочение этих судов с грузом по лесу в Волошню на расстояние нескольких верст. Ширина Ламы-то в этих местах - 3-4 метра, а Волошня вообще ручеек - перепрыгнуть можно без разбега. Тем не менее, с незначительными вариациями суть сводится к одному: город основан на водном торговом пути. Купцы стремились в Волгу, которая открывала им большие возможности для дешевого транспорта товаров. В отношении Волги это правильно, но при чем здесь Лама?
Река Лама - одна из многих малых рек Подмосковья, составляющих бассейн верхней Волги. В период паводка по ней можно сплавиться на лодке или плоту вниз по течению, но обратно - только посуху. И остается неясным, для чего рвать себе жилы, если можно по первому снежку на санях одолеть это расстояние без мучений.
Придется взять карту Волоколамского района. Сейчас выпущены такие - с редким, ранее «секретным» масштабом: в 1 сантиметре - 1 километр. Смотрю, где же мог бы пролегать волок? Естественно, его надо искать в месте наибольшего сближения Ламы и Волошни, то есть маршрут должен пролегать из района нынешней деревни Красиково, стоящей на высоком левом берегу Ламы, в район деревень Иевлево или Сапегино. Но здесь - сплошь лесистые овраги. Никаких признаков волока. А тысячу лет назад разве мог этот участок, заросший вековыми деревьями, быть «удобным» волоком, тем более тогда ни в Европе, ни в России еще не знали поперечной пилы. Продолжая изучать карту, вдруг делаю для себя неожиданные открытия. Оказывается, в Ламу можно попасть водным путем только из Шоши, а в Шошу - из Волги. То есть, плывя в Волоколамск из Волги, придется переть против течения Ламы. Что же получается? Загрузились, предположим, новгородские купцы товаром, добрались до верховьев Волги в районе, допустим, Ржева - и плыви себе до теплых стран, хоть до самого Хвалынского моря, как сделал это 500 лет назад наш земляк, любознательный Афанасий Никитин. Но нет, скучно, романтики никакой! Давай, мол, свернем в Ламу, протащим по ней 140 верст против течения свои лодки, там лесом и оврагами посуху переволочим их в Волошню, затем - в Рузу, далее - в Москву-реку, из нее - в Оку, а из Оки уже ничего не стоит попасть в Река Лама в окрестностях деревни КрасиковоВолгу и плыть дальше. Зато будет что вспомнить.
Подобного, конечно, в реальности не происходило. Купцы - люди рациональные. Им нужно доставить товар с наименьшими затратами времени, сил и средств. Поэтому с Волги в Ламу за приключениями они не сворачивали. Не было, как нет и сейчас, водного торгового пути, проходившего через Волоколамск. Никто посуху суда не перетаскивал. Но тогда откуда взялась такая трактовка названия
города?
В названии-то все и дело! Очевидно, будь оно не столь «говорящим» - Ламск, например, или Холмск какой-нибудь, - не было бы и в помине рассуждений о водном торговом пути и жутких волоках, в том числе через лесные водоразделы, тем более что абсолютно никаких, даже косвенных, упоминаний о процессе «волочения» здесь кем-либо когда-либо чего-либо не найдено. Между тем со времени возникновения книгопечатания история Волоколамского края отражена в многочисленных документах. Поэтому можно с полным основанием утверждать: за последние 450-500 лет никто на судах к Волоколамску не приближался. Неоднократно к городу подходили враги - пешие, конные, на колесах и полозьях, но не на лодках! А многое ли изменилось с точки зрения природного ландшафта и условий судоходства с момента условной даты возникновения поселения (примерно 900-1000-й год) до начала книгопечатания? Вряд ли.
В таком случае - откуда все же название города? Ясно, что ответ на вопрос надо искать в значении слова «волок», которое оно (слово) имело тысячелетие назад (нет нужды доказывать, что за прошедшие десять веков язык наш претерпел сильные изменения).
Не буду утомлять читателей перечислением толкований этого славянского слова - их не менее двух десятков. Самое старое - собственно путь, дорога, а вообще «волок» - понятие очень широкое, означающее, в частности, мелкий участок реки, где суда не могут идти своим ходом и их надо протаскивать. Именно последнее значение (повторяем, одно из многих) и завело историков в тупик. Однако в наших местах, где отсутствовало крупное судоходство, термин «волок» связан с перетаскиванием исключительно грузов, а не судов. Какие же грузы могли волочить наши предки тысячу лет назад? Только лес. «Камень да лес - чертов вес», - гласит старинная пословица. Но каменоломен у нас нет. Следовательно, строительный лес, бревна волочили по Ламе и по Волошне. Строевой сосновый лес, растущий по берегам этих рек, срубали и сплавляли вниз по течению: с Ламы - в бассейн Волги, где шло строительство будущих центров Тверского и Ярославского княжеств, с Волошни через реку Рузу - к строящейся Москве.
Историки совершенно справедливо указывают, что освоение наших лесных краев первоначально начиналось с речных путей. Именно на больших реках и озерах возникли и начали стремительно развиваться города - Новгород, Псков, Тверь, Углич, Калязин, Ярославль, Владимир, Рязань, Москва... Для снабжения их стройматериалом сначала начисто вырубались боры на главных реках, потом - на берегах выше лежащих притоков (чтобы можно было доставлять бревна «своим ходом» по воде), потом - в окрестностях притоков притоков. Именно так шло опустошение берегов Москвы-реки, затем верхнего ее притока - Рузы, затем принялись вырубать сосновые боры по берегам притока Рузы - Волошни. Вследствие маловодности этой речки бревна по ней приходилось сопровождать - отталкивать от берегов, местами «проволачивать» по течению. Отсюда и название - Волошня.
Та же самая картина и в верхнем течении Ламы. На участке от нынешней деревни Васильевское вплоть до впадения в Ламу речки Городни бревна также приходилось сопровождать, проталкивая и «проволачивая». Только приняв в себя мелкие притоки, вроде Селесни, Фроловки и других, включая Городню, Лама становилась достаточно полноводной, чтобы уже в плотах транспортировать лес к великим стройкам на Волге. Так возникло поселение лесорубов и плотогонов, названное «Волоком на Ламе».
Что же касается происхождения названия нашей реки - эта задача исследователям казалась неразрешимой. «Лама» у разных народов имеет различные значения, и ни одно из них не проясняет вопроса.
Но вот как-то, перечитывая М. М. Пришвина, исходившего и объездившего почти всю Россию, напал я на место, где он описывает свою поездку в столь глухие места, где в 1930-х годах люди еще не знали колеса и поперечной пилы, а речь сохранялась едва ли не со времен князя Владимира (Пришвин М. М. Собрание сочинений. Т. 4. М., 1983. С. 667). Цитирую: «Верховья лесной реки не только на лодке, но и пешком, берегом часто непроходимы. Деревья валятся и вода, как испуганная, бросается в сторону; там она опять подмывает другие деревья; все заваливается на широкое пространство сплошным ломом, заболачивается, и это непроходимое место реки здесь называется «лама», или «занаволока». В <...> занаволоке подчас не только на стружке (лодке) плыть нельзя, но даже и не поймешь, где находится ос-новное русло». Но ведь именно такой является Лама в своих истоках, в пределах Шитьковских болот (только у деревни Васильевское у нее обозначаются берега), а также в низовьях, в устье, в настоящее время вообще заполненных водами Волжского водохранилища. Но далее: оказывается, левый, более высокий берег «ламы» в местах, описываемых Пришвиным, носит название «слуда» (у нас есть деревня Лудина Гора на левом берегу), а правый, более низменный, - «наволок». «Наволок», указывает автор, пригоден для переправы и различных построек. Озера там называются «ламбины». Чувствуете, как связаны корни «лама» и «волок»? Если есть первое, значит, автоматически появляется и второе.
Ну, как еще может именоваться поселение, основанное на бойком пути - волоке, на наволоке реки Ламы, по которой волокут и сплавляют вниз по течению строевой лес? Конечно, Волок на Ламе, то есть Волоколамск.
В печатной версии журнала статья представлена в более развернутом виде,
для ее получения обратитесь в редакцию