Самокат — простое колёсное транспортное средство, оборудованное рулём, приводимое в движение отталкиванием ногой от земли и не имеющее сидения.
История создания
Точное время создания первого самоката не установлено, но его изображения встречаются уже на древних фресках. Первые сведения об изготовлении самоката относятся к 1761 году: самокат был изготовлен в Германии каретным мастером Михаэлем Касслером. В 1791 году во Франции граф де Сиврак изготовил самокат, очень похожий на самокат Михаэля Касслера, и назвал его «селярифер».
Важным усовершенствованием стало изобретение Карла Дреза — самокат с управляемым передним колесом. Принцип передвижения остался прежним. Самокаты с управляемым колесом приобрели популярность во Франции и Англии. Английские самокаты, в отличие от немецких, имели железную раму.
Классификация
Самокаты классифицируются по признакам:
по диаметру колес: малые и большие;
по назначению: гоночные или полугоночные, для взрослых;
по проходимости: городские, шоссейные, кроссовые, снегоходные;
по типу привода: велоприводные, мотосамокаты, электросамокаты
по конструкции: обычные и складывающиеся.
Современный самокат
В современном исполнении чаще всего представляет собой площадку для ног, или деку, с нескользящим покрытием наподобие материала шлифовальной шкурки, покоящуюся на двух колёсах, расположенных одно за другим. Также встречаются детские модели с тремя колёсами. Спереди к платформе крепится вертикальная стойка-руль, как правило регулируемая по высоте, с прорезиненными ручками. При езде водитель отталкивается одной ногой от земли, удерживая вторую на деке и держась за ручки. Существуют также трёхколёсные конструкции самокатов с двумя подножками, где разгон происходит при переносе веса тела с одной ноги на другую без отталкивания ногой от земли.
Диаметр колёс современного самоката может составлять 10 см, 12 см, 14 см, 15см (6 дюймов), 20 см; есть также самокаты с надувными колёсами 12 дюймов и от 8 кг весом. Колеса изготавливаются из пластика, обрезиненного пластика, полиуретана или ПВХ. Чем больше диаметр колеса, тем более комфортное движение по неровной поверхности, например плитке.
Вес самоката может колебаться от 2 до 5 кг.
Максимальная высота рулевой стойки составляет 1 м. При этом, будучи телескопической конструкцией, она может складываться, что обеспечивает удобство при переноске и хранении самоката.
Большинство самокатов имеет складную конструкцию, что делает их удобными для транспортировки.
Основными материалами для самокатов являются сталь и сплавы алюминия, в дорогих моделях — магний.
Преимущества и недостатки
В сравнении с велосипедом/мотоциклом
В отличие от самоката, у велосипеда есть сидение и педали, которые прибавляют ему скорость, цену, вес и объем. Складной самокат гораздо легче переносим, чем складной велосипед или даже портативный велосипед. На складном самокате легче лавировать между препятствиями, поскольку отсутствуют выступающие педали. У велосипедиста есть преимущества в длинных путешествиях и открытых пространств, а самокат удобен на более коротких дистанциях и в людных местах. С другой стороны самокат более критичен к качеству дорожного покрытия, ввиду меньшего диаметра колёс. У самокатов обычно нет багажника, так что ездоку приходится нести свой груз на спине.
В сравнении с роликами
При том, что самокат и ролики дают примерно одинаковую скорость передвижения, самокат несравненно удобнее в преодолении препятствий, например лестниц: его можно просто взять в руки и пройти трудный участок пешком. Также с самокатом проще посещать помещения, например магазины, или пользоваться общественным транспортом, особенно если самокат складной.